ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ АБОРИГЕННЫХ СОБАК


АвторСообщение
Admin
администратор


Сообщение: 585
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.13 17:04. Заголовок: Таджикский Дахмарда


Таджикский Дахмарда

«Дахмарда» («стоящая десятерых»)

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Admin
администратор


Сообщение: 586
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.13 17:10. Заголовок: А. Лабунский "Со..


А. Лабунский "Собаки Средней Азии"
А ТЕПЕРЬ В ГОСТИ К БАХТУРОВУ ВАСИЛИЮ В ЧАРДЖОУ И ЧАРДЖОУСКУЮ ОБЛАСТЬ

С Василием мы попали в Достлукский район к главному зоотехнику района Аннагельдыеву Халлы. Очень знающий, ин-теллигентный н гостеприимный человек, Халлы помог,проехать по отарам-совхозов «Аму-Дарья» и «Талймарджан». Поголовье приотарных собак более-менее ровное, с нормальным костяком, породными головами. Громадных Монстров мы там не встречали, да их не было при отарах и в других районах. В «Аму-Дарье» собаки Лучше, чем в «Талимарджане». Талимарджан-ские чабаны, иногда привозят щенков для себя из Хаджанбас-ских песков, поэтому частично поголовье у них злобное и с Хорошим костяком (как у собак хаджанбасских чабанов). Нам говорили,-что наиболее крупные, мощные собаки остались в Керкинском районе, но побывать там, не пришлось. Приведу некоторые промеры щенков в Чарджоуской области, включая и Чаршангннскнй район (Куйтанг). Хаджанбасские пески, колхоз «Правда»: щенкам 2 месяца 3 недели, обхват пясти — 12 см. Совхоз «Талимарджан», ферма № 3: щенкам 2 месяца, пясть — 12 см. Хаджанбасские пески: кобель 1,5 месяца, палевый — пясть — 11 см, прикус — отличный.

В совхозе «Талимарджми» (Госплемзавод) 56 тысяч голов овец, в каждой отаре около 800 голов. Отары не мигрируют на большие расстояния, самое большое — 30—40 км, поэтому хватает двух собак (волков почти нет). Чаще всего при отаре две собаки. Раньше (сказывали) с собаками велась работа — подбор пар для вязки. Сейчас — нет. Знаком качества щенка считаются прибылые пальцы. Чабаны всегда отдают ни предпочтение при подборе для себя. На ферме № 3 видели 2 щенков, возраст 2 месяца, черно-пегие, пясть — 12—12,5 см, у одного прямой прикус. При отаре взрослые собаки тоже черно-пегие. Рост т- около 70 см, пясть — около 14—16 ем, голова — 28см. Уши и хвост купируют слепым, щенкам, форматы у собак квадратные. Это типичные собаки для тех районов. .
На ферме № 1 совхоза «Талнмарджан» у старшего чабана Мурзаева Джуры я приобрел щенка 3,5 месяца, кобелька черно-пегого. Очень хорошего. С отличным костяком, зубами н характером. Назвали его — Басмач. Это был* моя Явная любимая собака за 30 лет моего собаководства. Вырос су* к году до 72 см (рост прекратился в 10 месяцев), обхват груди, —' 94 см, пясть — 15,5 см. Не квадратный, с обозначенными углами скакательных суставов и превосходными движениями. Зубы очень крупные, цвета слоновой кости, прикус отличный. О характере надо особо сказать. Меня слушал безотказно, во время прогулок дальше 10 метров не отходил и моментально подходил на зов. Доверял мне полностью, разрешал проводить различные процедуры — уколы, обработку от паразитов и другое.
Я свободно мог забрать у него любимую кость и мясо во время
еды. С 6-месячного возраста он уже не подпускал ко мне никого. В 7 месяцев я спокойно оставлял его во дворе, не запирал дом, н никто не,мог безнаказанно войти. Это был уникальный пес. Он ни к кому не мог привыкнуть, кроме меня. Настолько был злобный, нет не .злобный, а свирепый пес, что становился страшным и опасным для окружающих. Его видел», это не сказки, об этом знают многие собаководы г. Харькова. В первый год я повел его на площадку, хотел попробовать на «рукав:». Никто не соглашался пойти на него с «рукавом». Мне предложили привязать его покрепче на поводке к столбу и для подстраховки держать его за ошейник. А на него согласились пойти вдвоем с двух сторон. Помощники медленно приближались, затем — мгновение, и они оказались без «рукавов» на далекой расстоянии. Когда я спросил ребят, почему они так медленно приближались, мне ответили, что глядели ему в глаза, и весь вид наводил ужас, ноги не слушались. Затем я уговорил одного инструктора попробовать Басмача на «халат». С условием, что буду держать кобеля на поводке и контролировать обстановку. Басмач мгновенно Пошел на «халат», вырвал приличный кусок халата со спины И чуть не подавился этим куском. Это в первый раз придя на дрессировочную площадку в одни год! Горе оказалось в тем, что те два рукава раньше слюнявили все собаки, а среди них были Н болевшие чумой. Есть и такие горе-владельцы, глупые или мерзопакостные Собаководы, которые, заплатив за дрессировку, продолжают ходить на занятия с заболевшими собаками. Я Басмача привез в 3,5 месяца. Менялись зубы, и я не рискнул делать прививку от чумы,' а когда ему исполнился год, глядя на такую махину, я не мог себе представить, что он может заболеть. А это как раз и .случилось. Заразившись на площадке чумой, мой Басмач погиб в возрасте 1 года и 1 месяца. Я думал, что не смогу пере-' жить такое горе. Во время той поездки, когда и. приобрел Басмача, познакомился со знатным чабаном, ветераном, орденоносцем, передовиком производства, потомственным животноводом с 27-летним стажем — 47-летним Рахмановым Хэмдемом, с которым 'в дальнейшем мы стали большими друзьями. Он много, рассказывал о чабанах и о чабанских собаках. В западной части Туркмении их называют «коюнчи» — любящая овец, овечий пастух (примерно в таком смысле переводится на русский язык), а в восточнрй — «гокча» (с тем же смыслом). Хэм-дем рассказывал, что в 1960 году родился щенок без ушей в хвоста. Голос их собак слышится в определенную погоду за 10—15 км.
Придя в себя, я написал Хэмдему о постигшем меня горе.
Хэмдем пригласил меня к себе, написав, что обязательно меня будет ждать. Так состоялась следующая поездка моя в совхоз «Талимарджан».
Добрый и гостеприимный человек, Рахманов Хэмдем пользовался большим уважением, как у чабанов, так и у местного населения. Многие его называли «палвон». Крупный, обладающий недюжинной силой, Хэмдем раньше был неоднократным победителем в национальной борьбе.
В тот мой приезд, после смерти Басмача II, Рммаяов уделил мне много внимания. Мы ездили в отары совхоза «Тали-марджан>, совхоза «Аму-Дарья» и даже в соседний Узбекистан, где в Кашкадарьинской степи находились отары узбекских сов-, хозов и колхозов. Сразу скажу, что лриотарные собаки узбекских чабанов в Кашкадарьинской степи были похуже туркменских. Часто узбеки брали щенков, а иногда уводили и взрослых со^ак, у туркменов-чабанов. Вроде и формы головы, корпуса, а также строение;конечностей были такие же, как у туркменских овчарок, но костяки были полегче. В совхозе «Талимарджан* лучшее поголовье собак, как мне показалось, было на ферме № 3. Еще раз пришлось убедиться в том, что в основной своей массе собаки совхоза «Аму-Дарья» интересней, чем в «Талймарджане». Ездили в Ходжамбасские пески — колхозы «Правда», «Большевик». Дважды видел метисов — помесь «азиатов» с так называемой йОсточноевропейской овчаркой. Но отдельные собаки пне все же больше всего понравились в Ход-жамбасском районе, где я решил в будущем взять себе щенка. У меня перед глазами все время был мой погибший Басмач И, Н ни одна собака или щенок не тронули душу. Хэмдем посоветовал взять Все-таки любого щенка, чтоб отвлечься. Подыскали такого же по окрасу черно-пегого с толстыми лапами щенка и назвали Басмач. Вместе с ним я привез товарищу двухмесячного щенка Басара, который через месяц пал от чумы. Басмаче III я привез месячным, вовремя сделал привиМу и он благополучно вырос. Но надежды, которые он подавяГ вначале, не оправдались. Отсутствие всякого характера (плЛеЙская собака) вызывало у меня отталкивающее чувство. Товарищи говорили, что теперь после того Басмача II, мне не Судет нравиться ни одна собака. Не надо было сразу брать, щенка. Воз-> можно, они где-то были правы. На выставках мне трудно стало судить, т. к. я всех собак сравнивал с тем Басмачом II, и они сильно проигрывали ему. У Басмача III были обычные данные пастушьих собак. Высота в холке — 72, см, пясть — 14 см, обхват груди — 92 см, длина головы — 28 см. Прикус правильный. От него мы получили и г. Харькове три помета.
Наиболее удачный (мне понравился) помет от Басмача III и Рафат — владелец А. А. Маслянииков, но по паре приличных щенков было и в тех двух пометах. Все-таки Басмач III был чистокровный туркменский пес. Мучился я, держа у себя Басмача III, мучился и он. Я понял, что надо передать его в другие руки. В это время Рахманов Хэмдем прислал мне телеграмму, в которой говорилось, что есть хорошие щенки. Чере* Москву, Душанбе я вылетел опять в Туркмению. У друга Хэм-дема, чабана Ишанкулова был щенок 2,5 месяца. Черно-пегий окрас, как 'и матери, и такие же желтые пятнышки вверху над глазами. Таких собак называют «Д^рть-Гез» (что значит 4 глаза). Щенок был красив, с хорошим костяком и характером, но очень худой, $ плохих кондициях. Отец, и мать были обычного роста (для тех мест), кобель около 70 см, сука — около 67см в холке. Очень злобные, крепко-грубого типа конституции. Красивые черно-пегие собаки. Породные головы, переход от лба к морде почти незаметный. Головы не громадные, обычные по длине и ширине. Длина головы кобеля около 28 см, а суки— около 26 см, померять четко не смогли, т. к. очень злобные (но иослушные чабвну) собаки. Я хотел посмотреть прикус обязательно. Хотя с большим трудом, но увидел прикус, который оказался нормальный. Чабан недоумевал, с некоторой обидой и возмущением сказал: «Что ты смотришь зубы? Наш собака— сердце оольшой!». Как потом выяснилось через переводчиков, у них собаки очень'смелые и злобные, неутомимые в работе, очень послушные чабану, и по преданности — нет равных (так они считают).
Сейчас Барсу, так назвали щенка от тех родителей; пошел уже третий год. Он у .моего приятеля Александра Берлякова в Старом Осколе Белгородской области. Унаследовал почти все качества своих родителей. Осенью 1991 года в Москве на выставке союзного Масштаба Барс поделил первое место с ташкентским кобелем Тигром (окрас тигровый). Барс оказался у моего приятеля потому, что тогда в Ходжамбарских песках я взял пятимесячного кобеля Акбая. Шикарного белого кобеля с отличным костяком, отличной головой, и характером напоминавшего моего любимого Басм,ача II. Но за две недели в пути Ак-бай заразился чумой и пробыл у меня 'всего месяц, который я всеми силами старался его вылечить. Но тщетно... Акбая не стало.'Он был грубого типа конституции с элементами сырости. Когда я позже был в тех местах и распрашивал о собаках из одного гнезда с Лкбаем, о его родственниках, мне чабаны сказали, что эти собаки мало живут, быстро помирают. Потеря была большая не только, для меня, но и всего нашего харьков-
ского разведеиия. У Акбая в пять месяцев голова по длине и ширине была такой» как у взрослого двухлетнего Басмача НЦ -который еще был у меня, пясть — больше басмачевской (около ,15 см), шире и глубже грудь. Спина, поясница, круп были также широкими (шире, чем у Басмача). Вернусь к щенячьему возрасту Басмача III, В три месяца пясть у него была 13 см, возле дерева или стоябика трехмесячный щенок уже поднимал лапу. Ни раньше, ни после, ни у себя, ни у других собаководов я не видел, чтоб трехмесячный щенок поднимал ногу, делая метки на столбе или дереве. Мы все думали, что вырастет из маленького Басмача III что-то необычное, а получился, на мое суждение, посредственный пес. Мне запомнились и очень понравились собаки у чабана Ишанкулова (родители Барса). Да и Барс в г. Москве, как я уже упоминал, на выставке союзного масштаба получил очень лестную оценку судей. Я попросил Хэмдема, который стал мне большим другом (общаясь, мы с ним называли друг друг# «брат»), заказать для меня щенка у Ишанкуловых. В конце *Й«варя 1991 года у той пары родился один щенок, которого назвали поэтому Екемен (один у матери — примерный перевод). Я заранее к этому подготовился. Взял с собой трехвалентную сыворотку в термос и профилакти-ровал щенка (ввел пять кубиков) прямо" при отаре, В г. Харькове в возрасте восьми недель провакцинировал, а в 10 недель провел ревакцинацию трехвалентной вакциной. Сейчас моему Екамену пршел уже второй год. Правы были чабаны Ишанку-ловы, когда говорили, что у их собак большое сердце. Нравится мне мой Яшка (так дома зову Екамена), хотя биометрические промеры не выдающиеся. Вот данные на один год. Высота в холке — 74 см, пясть — 14,8 см, обхват груди — 93 см, длина г-оловы — 28 см, обхват морду — 32 см. В. паре с Екамёном я тогда еще для себя привез и сучонку серо-тигровую (очень хорошую) , чтоб вместе росли и лучше развивались. Провел те же самые ветмероприятия, что и Екамену, но е- пять месяцев она пала, очевидно, от сальмонеллеза. Я решил еЗЬе раз поехать в Туркмению, теперь уже в Марыйскую облает}* и привезти Екамену подругу. Последнюю поездку в Талимарджан я совершил вместе с младшим товарищем — Сергеем Линником, который очень увлекся среднеазиатскими овчарками и стал большим энтузиастом этого дела. У Рахманова Сергей взял себе месячную сучонку, которая на зимней областной выставке в младшей группе получила 2-е место. Наши интересы объединились. Я хотел себе взять суку, а Сергей кобеля.
В начале февраля 1992 года мы отправились в г. Мары к моим старым добрым знакомым — Машалову Оману и Кама-
рову' Гельды. Хотелось еще раз посмотреть марыйских собак, т. к. каждый регион в Туркмении обладает специфическим поголовьем. В Марыйской области среди приотарных собак встречаются очень часто длинношерстные светлых окрасов (белые, палевые, пятнистые, рыже-пегие). Встречается окрас, на местном наречии называемый «меледже» — что-то вроде буланово-го окраса в коневодстве. Недалеко от г. Маръ! (примерно в 20 км) на территории жилого поселка колхоза «Ак-Алтын> мы видели очень интересного кобеля, которого сфотографировали. К сожалению, хозяина не было дома, и мы Не смогли точно узнать его происхождение и другие данные. Он был серо-рыжего окраса, с громадной головой и сильным подвесом. Мы смогли замерить обхват пясти — 17,5 см и рост — около 76 см. Ко-; жа на голове слегка морщинистая. Обхват груди — 96 см. Очень спокойный по характеру. Зубы посмотреть не удалось. Такого мастифоподобного кобеля мы в этой поездке больше не встречали. Ему было около 2,5 лет. Нам рассказали, что нес-крлько раз любители, занимающиеся собачьими боями, приезжали и хотели его купить, но хозяева и слышать не хотели.
• Через день мы отправились из г. Мары через пустыню в дальний колодец «Моллы», который находится в 100 км от границы с Афганистаном. В Туркмении тик заведено, что центральная усадьба фермы; (в песках) называется «колодец», который носит имя мастера, вырывшего первый колодец на том месте. Затем там могут быть вырыты еще; несколько колодцев, но сохраняется название первого колодцЙ. Вода находится на глубине (там, где нам приходилось бы^ь) более'180 м; Роют колодец сейчас больше года. Для питья человеку вода непригодна, используется для водопоя овец.
Нам дали опытного шофера Йургельды (Рурры), который -более 20 лет проработал в песках и хорошо знал расположение колхозные и совхозных пастбищ, ча также, что немаловажно, чабанов и работников ферм. Нам рассказали, что собаки байрам-алийских отар славятся. Они охраняют от волка и пасут отару, дорожа и заботясь об овцах. Даже клички у собак позаимство-вань] от их назначения — «коюнчн» — т. е. любящая овец, овечий пастух. Нередко при байрам-алийских отарах чабанами работают белуджи (племя кочевников-скотоводов, выходцев из Афганистана). Мы сфотографировали одного такого чабана со щенками. Собаки по экстерьеру не особенно отличаются от виденных ранее. Единственное, что чаще встречается, так это длинношерстность и окрасы светлых тонов. У;одной кошары мы увидели истощенную годовалую сучонку. Одна кожа и кости, но ее чистокровность меня заинтересовала. Решил взять ее в
г. Харьков. После некоторых переговоров мы ее увезли в «Моллы» — нашу временную базу. Колодец «Моллы» был колхоза «Ак-Алтын» Марыйского района. Учетчик фермы Хоммод, с которым мы подружились, пообещал показать нам щенков и собак при одной отаре соседнего колхоза. Они славятся тем, что ведут на равных борьбу с волком (один на один) и отличаются большой настороженностью и злобой к посторонним. Старший чабан при отаре, куда мы подъехали, оказался большой друг Хоммода. У палатки был пятимесячный щенок, который не разрешал нам приблизиться ко входу. Щенок был очень дикий и свирепый, посмотреть прикус и промеры сделать было невозможно. Его брат был более покладистый, которого мы, благодаря Хоммоду, смогли взять себе. Мать у них среднего роста — около 67 см в холке, грубого типа конституции с отличными движениями. Очень породная голова. Красивая сука ре-лого окраса. Серьезная собака, и мы смогли близко подойти и более тщательно осмотреть и промерить. Итак, с двумя собаками — годовалой суко,й и пятимесячным щенком — мы отправились обратно в путь ^Я^рез Мары, Ашхабад, Москву в Харьков. Сейчас в Туркмении действует Указ Президента» запрещающий вывоз туркменских овчарок за пределы республики. Как и всегда, эти меры против простых, скромных и честных людей. А для дельцов пока преград не существует. Мы знали, что отдельные Дельцы по 5—10 собак свободно вывозят. А у обычных любителей забирают даже одного щенка, выбрасывая его часто на улицу беспризорным. Нам с очень большой сложностью удалось вывезти и добраться домой с нашими собаками. Но, как говорят, хорошо то, что хорошо кончается. Есть еще одно место в Чарджоуской области, где не был и куда мне хотелось бы поехать и «посмотреть местных приотарных собак. Если удастся, то это будет уже, наверное, моей последней поездкой. Пока же я хочу высказать свои замечания, размышления, впечатления от виденного и некоторые предложения.
Всем, кто собирается завести «азиата», надо понять, что эта собака — дитя природы, свободное животное, наименее потерявшее связь с живой природой, наименёе^фпорченное и подавленное человеком. Поэтому нельзя «азиата» подгонять под общую серую массу городских собак-дегенератов. У кого нет терпения, общей культуры н грамотности, тому не надо заводить «азиатов», ибо будут страдать, мучиться обе стороны — н человек, и собака. Хваленый контрастный метод дрессировки (не говоря уже о механическом) не особенно подходит. Самое главное правило ^- Боже упаси бить «азиата»! Он замкнется, появится недоверие, которое сохранится на вск>
жизнь. Контакта с собакой не будет. Для усвоения этого основополагающего правила приведу, на мой взгляд, аналогичный-пример. Если вы ударите или побьете домашнее животное (лошадь, корову,- курицу и т. д.), то со временем это забудется, т. к. домашнее животное вынуждено терпеть и из поколения в поколение привыкло к жестокости человеческой. Если вы то же самое проделаете (ударите, побьете) с дикой лошадью, птицей, антилопой, то это не забудется и вы доверия со стороны этих диких сородичей домашних животных не добьетесь, контакт (если ранее был установлен) потеряете почти навсегда. Вот такая же разница между городскими домашними собачками (и то не всеми, есть такие, что не прощают)-и «азиатами*. Это я пишу на основе своего опыта, опыта моих друзей и знакомых. Можно привести много поучительных примеров, когда собака озлобляется и становится невозможной для содержания, или полностью становится потерянной и безликой. В естественных условиях «азиат».сам решает жизненные проблемы — лечит себя, зачастую... защищает от врагов:, и несет службу. Поэтому из поколения в поколение привычка принимать самостоятельные решения и ориентироваться в обстановке — это в самой природе «азиата». Это его норма жизни, и нельзя ломать грубо природу. Если поведение «азиата» и реакция на окружающую обстановку, ситуацию ие совпадает с вашим представлением, отношением или требованием, так это не значит, что «азиат» тупой, как говорит иногда некоторые (сами недалекие) горе-собаководы. При внимательном, уважительном и грамотном обращении и работе с «азиатом» можно добиться' поразительных результатов.. Вот лишь один пример, который приводится в книге А. П. Мазовера «Племенное дело в служебном собаководстве». В 1940 году в г. Москве проводили Всесоюзные соревнования собак всех служебных пород (нем. овчарка, ротвейлер и т. д.). Первое место по караульной и розыскной службе заняли «азиаты» — Пакет и Арчи, А мы все продолжаем за границу посматривать — что там хорошего, у себя же золото не видим. Может, теперь уже и поздно. Не хватило у нас хозяйственности и мудрости раньше заняться «азиатами», когда был еще Союз ССР. Теперь, может, зарубежным коллегам проще будет, и они наверняка займутся. Еще 10 лет назад я писал в Совет Министров, Министерство сельского хозяйства СССР, на ЦТ в передачу «В мире; животных». Результат — вроде в пустыне кричал, никто не слышал и не реагировал.
В отношении киргизских собак чабанов, т. н. киргизских волкодавов. В Киргизии они называются иначе, боясь иска-
зить звучание, я приведу русский перевод — «назад дороги нет». Киргизские собаки на протяжении многих десятков (а может, и сотен) лет сложились в определенную породу, отличающуюся от других. А их в упор не видят и не признаюг. Ни стандарта на них нет, ни описания. Никто из кинологов союзного уровня не* занимался киргизскими чабанскими собаками. А ведь надо сохранить и их самобытность!
Хочу поделиться с простыми любителями (специалисты, знаю, кое в чем, возможно, не согласны) советами в отношении физических нагрузок и развития. Ни в чем не надо торопить события, форсировать. Для нормального развития и формирования аппарата движения «азиату» нужны ежедневные многочасовые прогулки. Минимум три часа в день. Выйти на 15 минут во двор, побросать палочку (как восточноевропейской овчарке) или велосипедные прогулки не подходят. «Азиату» подходят длительные умеренные нагрузки, а не кратковременные, интенсивные, тяжелые^ ^>то во время роста, примерно до одного года. Конечно, все это не может быть шаблоном, и приходится подходить более индивидуально, но до одного года я бы прыжки и барьеры особенно не советовал тяжелым собакам. Этим собакам надо много свежего воздуха и; больше, чем другим породам, солнечного облучения для нормального развития и протекания жизненно важных процессов в организме. Некоторые собаководы сами приготавливают костную муку. Лучше для этого брать бараньи кости, или давать понемногу в пищу мягкие, без острых осколков, легко разгрызаемые сырые бараньи косточки. Имеется в виду время роста и развития молодого «азиата». Пишу это потому, что в некоторых книгах по собаководству написано, «что баранину и бараньи кости не давать, и начинающий любитель будет следовать этому Совету. Это написано для городских искусственников, а не для «азиата». Ему баранина и мягкие, неопасные бараньи косточки очень полезны. Я не химик, но у меня есть на этот счет писЙЬю одного известного профессора, да и сама природа и жизнь *%^иата» у себя в естественных условиях — тому подтверждение. >• ' |


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Admin
администратор


Сообщение: 587
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.13 17:10. Заголовок: Хочу сказать о так н..


Хочу сказать о так называемых степных и горных типах. Существует мнение, что.степной тип более легкий, суше, а горный тип — более грубый и тяжелый. Для 'среднеазиатских овчарок можно сказать, что это описание с точностью «до наоборот». В Туркмении алабаи, мастифоподобные собаки как раз в пустыне и на равнинных местностях, а в горах —' более легки}е собаки. Такое же в горном Узбекистане — Сурха Ндарьинской и Кашкадарьинской областях. Эти места мы проезжали неоднократно, В горах собаки чуть помельче, чем внизу. Там они и пошустрее, а в низменных местах (где жарче) собаки более рослые и медлительные. Но разные собаки встречаются везде, поэтому однозначно сказать, что это горный тип, а это степной, вообще нельзя, т. к. многие отары летом находятся в горах, а зимой в долинах.
Вернусь к собачьим боям, но начну со спорта. В цивилизованном мире существуют профессиональные бокс, кик-боксинг, каратэ-до и другие подобные, опасные для жизни и • здоровья человека виды спорта. Хотя и редко, но бывает, поединки заканчиваются увечьями или даже смертельным исходом. Это касается людей, но во всем мире это не запрещено и даже у нас стало разрешено. В Средней Азии собаки всю свою историю ведут борьбу с хищниками, и выживают сильнейшие. Как мне рассказывали в Таджикистане, в Гармском районе осталось немного собак, но зато все они могут на равных вести борьбу с волком. Далее, у себя в стае прнотарные собаки периодически выясняют отношения и пересматривают иерархическую лестницу. Постоянно (на протяжении всей истории) в Средней Азии устраивали" собачьи бои. «Азиату» присущи бойцовые качества, у него это в крови. Правда, не всем среднеазиатским овчаркам, они разные (но об этом особо). Бои хоть легально, хоть нелегально, но устраиваться будут. И запретами здесь ничего хорошего не добиться. Мы гуманными должны быть на деле, а не напоказ. Поэтому лучше разрешить-таки бои под надзором общественности, разработать гуманные правила, проводить их в присутствии вет. врача (с необходимым набором медикаментов). Тем самым привлечется внимание к этой породе (породам), и многие собаки, которые па каким-то статьям экстерьера считаются невыставочными, обретут себя. А возможно, иногда в будущем, лучшим экстерьерным выставочным собакам, которым не будет хватать характера, придется проливать кровь лучших бойцов. Очень может быть.
Перед тем, как говорить о породах и типах среднеазиатских овчарок, хочу немного сказать об афганских собаках, которые часто превозносятся. Это определенный тип пастушьих (в основном) собак. В Таджикистане у приграничной с Афганистаном реки Пяндж мне чабаны рассказывали, как однажды по другую сторону Пянджа находилась афганская отара, и один кобель переправился через Пяндж с афганской стороны и подошел к трем таджикским приотарным собакам. Афганский кобель был широкогрудый, с толстыми лапами, среднего роста, с крупной головой. Длинношерстый, серо-коричневого окраса, (привожу описание чабанов). Их (таджикские) собаки ничего с ним сделать не смогли, афганский кобель их сразу разбросал, походил немного, как хозяин, и отправился обратно на свою сторону.
Теперь хочу добавить от себя. В Таджикистане, в районе пограничной реки Пяндж я не видел ни при одной отаре мощных серьезных собак. Так что вполне возможно, что очень приличный «азиат» сразу установил свое доминирующее положение над более слабыми соперниками. Убогих собак там очень много. Я встречал в тех местах сук ростом 58—60 см, а кобелей — 62—65 см с пястью 11 см и 12 соответственно. К тому же насколько соответствовал рассказ действительности, проверить нельзя. В горах южйого Узбекистана, чуть южнее Бойсу-на, чабаны хвалились, что дальше (выше в горах) есть крупные, длинношерстные собаки афганского происхождения, и отзывались о них в более превосходной степени, чем о своих долинных. Но в то время (февраль) дороги были непроходимые, и я не смог добраться и сам посмотреть. В Туркмении я лично видел нескольких взрослых собак афганских кровей (тот же змеелов Михай в районе Л^хта-Б.азара) и щенков, якобы из Афганистана. Ничем особенным они не отличались от хороших туркменских собак.
И в 'Таджикистане, и в Узбекистане» и в Туркмении я слышал одно и тоже — в Афганистан вместе с байскими отарами ушли и лучшие собаки. Это вполне можно допустить, т. к. байские отары были лучшими, и имели лучших чабанов и, естественно, лучших собак. К тому же в Афганистане более суровые жизненные условия, и имевшееся к моменту прихода байских отар поголовье местных собак прошло жесткий естественный отбор. Значит,, их поголовье отличалось большой жизнестойкостью, силой, смелостью. Слияние одних и других значительно расширило генофонд, ничуть не ухудшив его. Так, можно предположить, и образовалось настоящее поголовье! афганских овчарок. Они более ровные по типу и достаточно высокого уровня. Почему я особенно обратил внимание на «афга*щев>?1 Да потому, что о них расказывают были и небылицы, шюгда безоговорочно сразу ставят их выше наших среднеазиато|*В Средней Азии по многообразию форм мир «азиатов» значительно богаче. Там можно встретить таких интересных собак, каких нет и в Афганистане. Но таких, правда, становится все меньше и меньше. Они не должны раствориться в общей массе. Наша задача — сохранить их в чистоте. А то, что некоторые! энергичные и предприимчивые люди привозят щенков или взрослых собак и говорят, что это собаки нз Афганистана , — пусть никого не гипнотизирует, Я не собираюсь умалять достоинств афганских собак, но не надо им и лишнего приписывать. Да и сомневаюсь, что нз Афганистана почему-то именно им удается получить щенков. С каждым отдельно трудно побеседовать и сказки выслушивать, поэтому обращаюсь к таким всем срезу — уж если хотите пыль в глаза пустить, так говорите, что привезли с Большой Медведицы.или созвездия Пегас. Не вздумайте сказать, что взяли собак на Луне, потому что даже несведущим известно, что там их нет.
Об афганских собаках немного ясно. А вот о туркменских — неясно. До войны была такая порода — «туркменская овчарка». Куда она сейчас пропала — не пойму. Вроде и войны в Туркмении не было, а пропала — вот была..., и нет. Загадка нашей кинологии. Да. У нас их много. И не только в кинологии. Вот я хочу и разобраться в некоторых, касающихся овчарок Средней Азии.
Так как породу определяет экстерьер и интерьер, стойко передающиеся по наследству из поколения в поколение, то коснусь этих определителей. Еще раз обращаю внимание на то, что приводимы© мной стати экстерьера встречаются не случайно,'единичными вариантами, а в разных районах Средней Азии имеются одинаковые типы и.породы, существующие группами на протяжении многих и .многих поколений.
Об экстерьере овчарок Средней Азии для краткости буду приводить данные по кобелям. Несмотря на наличие полового диморфизма, в разных породных Труппах суки в разной степени по размерам отличаются от кобелей при сохранении похожести форм и линий. Уже этот -признак заставляет усомниться в утверждении об однопородности среднеазиатских овчарок.
Итак, экстерьер кобелей:; 1
а) рост — от 62—65 см (нижний предел) до, примерно, 87—90 см у отдельных особей .'(верхний предел). Разве может у представителей одной породы быть разница в росте 25 см (однополые)?;
б) вес — от 35—40 кг, до 80 кг. В два раза вес одного кобеля больше веса другого кобеля. Может ли это' быть в одной породе?;
в) обхват пясти — от 12 до 17 см (а в отдельных случая» до 19 см);
г) высоконогие (длина передней ноги 52% от высоты в холке) и коротконогие (длина передней ноги меньше половины высоты в холке);
д) в связи с этим хочется привести типы конституции: от крепкого (с элементами сухости) до грубого (о элементами
сырости), т. е, крепкий, крепко-грубый, грубо-крепкий, грубый, грубо-сырой. Может ли одна порода иметь 5 (пять) типов конституции?!;
е) индекс формата — от квадратного (есть экземпляры, у которых косая длина туловища даже несколько меньше высоты в холке) до растянутого (индекс примерно 106). Кстати, в довоенных данных Министерства сельского хозяйства йо овцеводству описывается среднеазиатская овчарка как собака несколько растянутого формата, а в настоящем стандарте — как квадратного формата;
ж) у определенной группы собак плосковатое ребро с узковатой спереди, низко опущенной грудью. Чаще это встречается у высоконогих собак. А у определенной группы собак — крутое, выпуклое в боковой части груди ребро с широкой спереди грудью. Чаще это бывает у коротконогих собак;
з) у определенных групп собак линия верха — прямая с горизонтальным крупом, а у определенных групп — слегка наклонный круп. Не путй^ь со скошенным! У нас многие малограмотные судьи все отклонения от горизонтали считают скошенным крупом;
и) разные формы головы. Есть медаежьеподобные: широкая в черепной части, мощные скулы и морда от скул значительно уже черепной *части, но прямоугольной формы, достаточно объемная. Есть ширинд морды только немного уже черепной части, очень объемная морда, сравнительно с предыдущей длиннее и (к точке носа поближе) с маленькой горбинкой. Есть плавный переход от лба, к морде, есть выражены только надбровные Дуги, а есть и резкий переход к короткой (в отдельных случаях), как бы слегка вздернутой морде. В просторечии любители называют разные головы, напоминающие чьи-то, так: бультерьеристые, медвежьи, дожьи, сенбернарьи, кавказские, есть львиные головы. Мне как-то Сопыев Оваз Сопые-вич говорил, что наблюдал красивую картину, кргда в пустыне лежали собаки, как львы, — рыжие, с головами/Ъапомннающи-ми львиные (только узкие и меньше размером); "V
к) и в довершение ко всему замечу о разной оброслости (от короткошерстных до длинношерстных) и очень-очень большом наличии различных окрасов.
Можно сделать заключение однозначное — в Средней Азии имеется не одна порода, а несколько. И на возражение оппонентов, вернее, их объяснение примитивностью породы, отвечу так.
То, что в многовековой истории народов Средней Азии, в их жизни, культуре среднеазиатские собаки занимали очень важное место, — это для них ничего не значит. То, что чабаны вели кропотливую работу гго сохранению определенных собак (используя тесный инбридинг, ведя разведение по линиям, се^ мействам или, в крайнем случае, по генеалогическим группам), тоже ни о чем не говорит. Главное, что сантехники, сторожа, шоферы, охранники и отставные военные, т. е. те, кто в клубах ДОСААФ занимается разведением культурным (а в послужном списке у них работа с восточноевропейской овчаркой, московским догом, московским водолазом, московской сторожевой), со среднеазиатскими овчарками еще не работали, еще рук своих не'приложили. А значит — это примитивные породы. Так они счатают. И уже начинают заниматься культурным разведением. Есть примеры, что, подгоняя под абсурдный, не отвеча* кжшй реалиям стандарт, среднеазиатских собак начинают вязать с сенбернарами, московскими сторожевыми для того, чтобы улучшить костяк, И стандарт служит прокрустовым ложем. для овчарок Средней Азии. О судействе без боли нельзя и упоминать. В разведение пускают разные типы и породы, нанося вред такой метизацией, обезличивая целые породы, . породные группы азиатских собак. Надо строго дифференцировать собак Средней Азии, классифицировать отдельные породы породные .группы, типы. Судить в рингах их нужно отдельно и разведением заниматься отдельно, сохраняя в природе уникальных животных, оставшихся нам из глубины веков истории человечества. Разведением надо заниматься' по линиям, семействам, генеалогическим группам. Разведением должны заниматься настоящие специалисты, и тогда инбридинг не будет страшен. В Средней Азии местное население» но особенно чабаны, животноводы и любители собак, четко представляют существование у них нескольких пород собак. В -Туркмении, например, это «алабай» и «ноюнчи» (или «гонча»); в Таджикистане — чабанская собака и «дахмарда» (волкодав,, десять мужчин) — такие были белые на Памире, один черный ь Лянгаре, черно-пегий на радиостанции в Душанбе. В Таджикистане таких мастифо-подобных мало, но они явно не-овчарки. В Киргизии свои «волкодавы»-. Встречаются и промежуточные типы — среднее между овчарками и мастифоподобными собаками.
Они менее массивны, чем мастифоподобные, но более подвижные и имеющие активную реакцию. В то же время эти собаки мощнее, грубее собак-пастушек и могут драться с волком и использоваться по охране жилища, других объектов. Из тех собак, которые жили у меня (Басмач I, Босар, Басмач II, Басмач III, Акбай, Овадан), наиболее резко отличались между собой Босар, Басмач II и Акбай. Поставь их рядом перед за-
рубежным судьей-экспертом, он бы сказал, что это разные породы. И сейчас у меня Екемен и Меледже — чистокровные туркменские собаки, взятые у чабанов при отарах, но значительно отличаются между собой. Екемен — с несколько шарообразной головой (говорят, похож на анатолийского карабаша), короткошерстный, высокого роста — более 75 см в холке, с умеренной пястью и умеренно широкой грудной клеткой — догообразный в буквальном смысле. Меледже! — несколько удлиненная голова (пропорционально к другим статям экстерьера), длинношерстная; невысокая — 63 см, с пястью почти такой, как у Екемена, широкой грудной клеткой спереди и сбоку, движения легкие, размашистые, она более длинного формата, Екемен, несмотря на высокие ноги и более узкую грудную клетку спереди и сбоку, движется более тяжело. Кожа у него свободная, образует небольшой подвес, а у Меледже — натянутая и тоньше. Екемен более подвижен, злобен и агрессивен. Меледг же медлительная и спокойная.
А теперь, на основе многолетйих наблюдений и изучения овчарок Средней Азии, хочу поделиться мыслями и высказать свое мнение, предложения.
Что можно сказать точно/ безо, всякого сомнения — на территории такого громадного региона, где живут многие народы с разной историей, языком и культурой, где находится Памир — крыша мира и другие горные образования, где есть равнины, долины и пустыни, где разный климат и разнообразный ландшафт, и т. д;, и т. п., существуют с древних времен различные породы собак, азиатского происхождения, которые имел-и разных предков и использовались по различным службам. Хочу высказать свое.мнение в отношении разграничения и классификации аборигенов Средней Азии. Но сначала хочу высказать замечания несколько с другой стороны — цивилизованной Ев* ропы. *
Существуют такие породы, как английский мастиф, мамино неаполитано и др. Откуда свои мастифы в этих странах? ра маленьком Апеннинском полуострове, Британских островах? Далекие предки этих мастифов своим происхождением обязаны собакам Памира, Тибета, Среднеазиатского региона. Не парадокс ли, что в исконных местах, откуда распространились до-гообразные, мастифы, нет пород, в название которых входили бы слова — мастиф, дог? В приграничных местах с бывшим СССР (а теперь СНГ), может, и есть отдельные особи тибетского дога, но на территории Средней Азии, еще раз подчеркиваю, названий «дог» или «мастиф» нет. Как можно было так безответственно поступить — свалить скопом в один общий винёгрет всех собак Средней Азии и назвать «среднеазиатская овчарка»? Да, среднеазиатские овчарки есть! Друг и помощник чабана. Я приводил несколько примеров, и любой» внимательно и близко познакомившись с многими чабанскими собаками, может убедиться, что они обладают прекрасными пастушьими качествами. Но не все те, что имеются у чабанов. А определенная, группа собак с определенным экстерьером и поведением. А это общеизвестная истина, Что экстерьер тесно связан с рабочим использованием, рабочими качествами. Попробую в общих черта» описать этих пастушьих собак — среднеазиатских овчарок.
Рост кобеля 65^-70 см, суки — 60—65 см, соответственно 40—45 кг и 30—35 кг, Пясть у кобеля 13—14 см, у суки — 11,5—12. Это усредненные данные. Мобильные собаки, с хорошим аппаратом движения. Длина головы 25—28 см у кобеля и 24—27 см у суки.• Короткошерстные и длинношерстные. Формат — около 102—103. Собаки с активной реакцией, очень четко живущие по законам стан, неукоснительно подчиняющиеся чабану и выполняющие, его команды. Происхождение ведут от пастушьих собак глубокой древности. На протяжении всей истории кочевников-скотоводов исправно несли пастушьи обязанности. И не было мысли н нужды у чабанов далекого прошлого завозить пули, пуди, муди и др. каких-либо собак из других стран, континентов для пастушьей службы. А сейчас в трудах кинологов встречаются таблицы, какие-то анализы пастушьих качеств, по которым среднеазиатская овчарка (оказывается?!) совсем не обладает пастушьими качествами. Это все равно, что потомственный музыкант, всю жизнь проработавший дирижёром симфонического оркестра, не знает нот.
В Таджикистане типы овчарок, чабанских собак несколько отличаются. Поэтому я бы в породе, которая объединяет вышеописанных собак, выделил два типа; туркменский (коюнчи) и таджикский (чабанский). Итак, одна порода определенно существует, и название ей оставить старое — «среднеазиатская овчарка».
Мастиф — массивная собака, которая является потомком древних боевых, травильных собак. И экстерьером, и поведением резко отличается от овчарок, В Туркмении это лучшие представители «алабаев». В Таджикистане — громадные волкодавы, которые йступают в борьбу даже с медведями. Таких собак осталось очень мало, даже меньше, чем настоящих алаба-ев. Поэтому еще одну породу, надо отдать должное истории и справедливости, можно назвать «среднеазиатский мастиф», выдел ив два типа:
а) туркменски^ алабай и б/таджикский' мастиф. И без дне-
криминации. Разве туркменский алабай ценнее н интереснее таджикского? Ведь таджикских остались единицы, их надо сохранить, пока не поздно, и срочнее, чем алабаев, которые все* таки еще встречаются.
И третья порода — «среднеазиатский дог». Это в богатом мире азиатских собак как бы среднее звено между овчарками н мастифами. Поголовье наиболее разнообразное, разнотипное, которое берет начало от разных предков и также от прилива кровей овчарок и мастифов. В этой породе наиболее сложно .установить конкретные критерии в стандарте. Здесь надо приложить много усилий, провести работу, как, например, была проведена работа по созданию породы «ротвейлер».
При необходимости с удовольствием и большим желанием 'Приму участие в разработке стандарта по каждой породе н типу. Но вряд ли это уже придется делать. Если раньше при едином Союзе и более-менее благополучной жизни этим не занимались, то сейчас — тем более. Мечтаю и надеюсь, что зарубежные кинологи обратят внимание, займутся проблемами овчарок Средней Азия. И делать они это будут не ради «галочки»,, от* чета, отбываловки или повышения своей карьеры (как это де-'лалось в нашей бывшей великой стране). А сделают они ради сути дела, для человечества.

Итак,* пока мои замечания по породам.

1. Среднеазиатская овчарка

Тип конституции —" крепкий, крепко-грубый, высота в холке 65—70 см (кобель), пясть — около 13 см.
а) туркменская (коюнчи)
б) таджикская^чабанская)

2. Среднеазиатский дог

Здесь надо определить типы н наметить стандарт, к которому стремиться в работе с породой.

3. Среднеазиатский . мастиф

а) туркменский алабай
б) таджикский дахмарда.
Узбекские собаки частично похожи на таджикских, частично на туркменских или на их помеси. Часто завозят собак из Туркмении. Вязки с собаками таджикского происхождения дают хорошие результаты. Хорошо бы (а вернее — необходимо)

Крепко-грубые, грубо-крепкие, пясть — 14—15 см.
Тип конституции грубый, пясть — больше 15 см.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Admin
администратор


Сообщение: 588
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.13 17:12. Заголовок: КАРАСЁВА НАТАЛЬЯ инт..


КАРАСЁВА НАТАЛЬЯ интервью с ЛАТИФИ АЛИХОНОМ ОТАХОНОВИЧЕМ

- АЛИХОН ОТАХОНОВИЧ, Вы долгое время занимались среднеазиатскими овчарками, изучали поголовье…
- Вы были в других республиках Средней Азии? Видели там собак? Есть ли там на Ваш взгляд какие-то фенотипические отличия от Ваших таджикских собак, например, отличаются ли от них собаки Туркмении?

Я бы не сказал, что я долгое время ими серьезно занимался, я просто вырос среди этих собак. Ныне покойный отец был журналист, корреспондент, и он ездил по Таджикистану, и по другим республикам СССР, и по другим странам Средней Азии, и постоянно брал в поездки меня и брата. Ездили по районам, по отарам, по кишлакам – то есть собаки всегда были перед глазами, тем более что семья отца занималась скотоводством, и бабушка тоже много рассказывала об этих собаках, и ее родня тоже, то есть можно было это все видеть, расспрашивать, изучать.


Я был во всех Республиках Центральной Азии кроме Туркменистана. В Туркменистан я попал впервые в 1993 году в самом начале, всего на несколько дней, когда уходил в Иран, было не до собак… потом был там еще дважды, и опять же было не до собак…
Собак в Туркменистане я вообще не видел.
Только видеозаписи.
Для меня сложилось впечатление (по видеозаписям и фотографиям), что в Туркменистане намного больше светлоокрашенных собак, практически нет черных. С преобладанием черного окраса – для туркменских собак менее характерно, чем для собак из Таджикистана, где черный и черно-подпалый окрас я считаю базовыми. Хотя, конечно, у нас есть и совершенно белые собаки, и палево-пегие, и палевые и палевые в черной маске. То есть совершенно такие же, как и во многих других регионах.

Из других республик Средней Азии… Мне всегда казалось, что в Узбекистане нехорошее поголовье… Это мнение чисто субъективное… Более-менее мне нравятся собаки из-под Бухары, очень мощные, костистые, злобные псы. Иногда нам их привозили в Душанбе.

И на Севере республики у нас граница с Кыргыстаном, там собаки более легкие чем наши, более подвижные, достаточно свирепые. Мне казалось, что они более легкие, чем таджикские, более беднокостные. Вообще это в какой-то мере соотносится с моими прошлыми словами, о том, что многие отары в Киргизии охраняют именно тайганы.
Несколько отар которые были именно у киргизов – охранялись тайганами. Это в одном районе Таджикистана – Джергитале. Там живут этнические киргизы, киргизское население, и у них отары охраняются тайганами, которых они одновременно использовали для охоты на сурка и лисиц. В этих отарах азиатов не было вообще в принципе.
Не держали хозяева. Это не значит, что они не знали об азиатах, или их вокруг нигде не было – просто не держали.

Про Казахских собак ничего не могу сказать, в те области, куда я попадал, собак не видел.

Про Иранских собак… Видел мало, все время проездом. Видел и азиатов, откровенно похожих на дворняжек, видел и породистых, очень породных собак, но мало… примерно одна на 30 собак. Я спросил тогда иранцев, куда делись собаки из отар, что случилось. Мне сказали, что в период войны с Ираком, когда оставалось много трупов на поле боя, собаки становились людоедами… практически всех собак перестреляли, огромное количество собак, причем не только в местах сражений, а вообще, то есть везде стали бороться с бродячими собаками таким образом..
Брат мне рассказывал, что в Афганистане очень хорошее поголовье. Я впоследствии сам видел афганские бои, и к нам сейчас завозят иногда афганских собак – очень достойные особи. В принципе от хороших таджикских собак или от туркменских ничем не отличаются…
Есть такие разговоры, что, мол, в Афганистане встречаются такие огромные... ого-го размера особи… Я много слышал таких разговоров, но они обычно либо не соответствуют истине, ибо им не с чем сравнить, либо реальных нормальные промеры «на глаз» и «как должно быть» у нас не совпадают. Чаще всего оказывается, что это среднего и немного выше среднего роста собаки…


С 80-х годов мы заметили, что количество собак начало сокращаться – тех, которых мы помним, что вот такие должны быть собаки, и что психика и рабочие качества стали падать и внешность уже была не та, что мы помним на основании нашего опыта, и что сохранилась на фотографиях .
И мы решили заняться сохранением того, что еще можно сохранить, и что мы помним.
На тот момент нас поддержало то, что в России уже вышла книга «Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения», и это дало определенный толчок в республиках Средней Азии – просто проснуться, почувствовать и гордиться своей собакой.
До этого ведь были в основном западные породы: восточноевропейские овчарки, черные терьеры, московская сторожевая. А наши исконные породы оказалась как бы в загоне, они просто работали и всё. Наши породы практически были никому неизвестны.

Например, тазы Таджикистане практически исчезла.
Мы видели в это время всего два раза собак тазы которые были именно таджикские. Позже привезли из Казахстана, но это было всего несколько любителей, они привезли немного собак.
Но на сегодняшний день этой породы у нас опять же нет.
Я могу, наверное, подробнее сказать – несколько отар которые были именно у киргизов – охранялись тайганами. Это в одном районе Таджикистана – Джиргитале. Там живут этнические киргизы, киргизское население, и у них есть отары, которые охраняются тайганами, которых они одновременно использовали для охоты на сурка и лисиц. В этих отарах азиатов не было вообще в принципе.
Не держали хозяева. Это не значит, что они не знали об азиатах, или их вокруг нигде не было – просто не держали.


И тогда мы решили, что нужно объединяться, собрались несколько человек в Душанбе, в клубе собаководства при Обществе Охотников. Решили пересмотреть стандарт, который на тот момент мазоверовский был.
(Лучше бы его вообще никто не пересматривал, чем те стандарты, которые сейчас появились… )
Вот мы решили посмотреть стандарт, насколько он соответствует нашим собакам, и первым делом решили сделать выводку хотя бы из тех собак, которые есть у каждого из нас. Собрались, привели собак голов 15-20. Посмотрели, поголовье было, конечно, разнотипное. Это всегда наблюдалось в Таджикистане, единого такого монолитного, одинакового «таджикского» типа собак никогда не было. Но общие черты, отличные от других республик, у них есть.


Мы решили с братом начать с того, что нужно собрать поголовье, которое на данный момент есть «на руках» в Душанбе, и поехать по отарам с целью изучения аборигенного поголовья.
После многих поездок получились следующие впечатления и выводы:
Достать сук из отар практически невозможно, чабаны сук не отдавали в принципе. Мы на две-три отары находили всего одну суку, и ни один чабан эту суку отдать не согласился.
Я помню, мы приехали в одну из отар, там было 8 собак, и все были потрясающие !!! там было еще 2 щенка, один из них сука, и ее ни за какие деньги чабаны ее не продали.
Однажды мой брат вместе с Тимуром Клычевым поехали в один кишлак и увидели там несколько щенков, и им удалось уговорить чабанов продать этих щенков.
Одну из сук забрал Тимур, одна попала к нам, и в принципе мы видели уже и основные типы, которые есть в Таджикистане, и пути, по которому пойдем мы.
Мы много объездили, осмотрели множество собак, получили представление об основной части поголовья Таджикистана, сделали множество фотографий, промеров…
Но началась война, которая практически погубила большую часть всего таджикского поголовья.

После войны я вернулся в Таджикистан, уже занимаясь породой американский питбультерьер.


- ПО ПОВЕДЕНИЮ АБОРИГЕННЫЕ СОБАКИ ВАШИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ВИДЕННЫХ ВАМИ РОССИЙСКИХ СОБАК ???

Я сейчас наверное не буду говорить о тех российских собаках, которых видел в 1993-1994 году, потому что зачастую они либо были просто аборигенами, либо потомками аборигенов и ТОГДА я не заметил никакой принципиальной разницы, тем более большинство этих собак я видел в сельской местности. И вели они себя точно также, как и у нас во дворах.
Что касается собак, которых привезли из России и вырастили у нас… Что касается собак, которых привезли из России и вырастили у нас… Я сейчас общаюсь достаточно с одной сукой во дворе. Она мне совершенно не нравится, не устраивает именно по повдению.Она очень скандальная, она очень много лает, то, что пустолайка называется, она…ну, приходишь во двор обычно если азиат тебя облаял наш абориген – одного окрика хозяина обычно хватает, чтобы собака замолчала и она вообще на тебя лаять не будет, пока ты в этом дворе. Она может залаять, если ты вышел и вернулся. А иногда даже и этого не происходит, если хозяин дал понять, что ты свой, и тебя надо пускать. Это днём.
Ночью все равно не рекомендуется в этот двор приходить даже своим (не живущим в данном доме, а именно «своим» - кого хозяин обозначил), не предупредив хозяина. Или подойти к калитке и ждать ЗА территорией.
А эта сука она ходит за мной по пятам и она все время меня облаивает. То есть ни окрики, ничего не помогает, она отходит, через некоторое время возвращается и опять облаивает. Очень действует на нервы не только мне, но и хозяину… Хотя выглядит собака классно, очень импозантно, но у нее проблемы с ногами… думаю, потому что в щенках она росла очень быстро, быстро набирала вес и, очевидно, не выдержали связки.
У нас есть один замечательный кобель, привезли его из Москвы, и, вроде бы разведения госпожи Овсянниковой, то же самое, у него большие проблемы с задними ногами…
У нас была выставка осенью и я был в выставкоме и в судейской бригаде ринга. У нас очень большие ринги для собак, я просил, чтобы собаки двигались долгое время, чтобы оценить аппарат движения. Он пробежал полтора круга, второй круг он закончить оказался не в состоянии, перешел на шаг, и как его ни тянули, он не мог пойти быстрее.


ЕСТЬ КАКОЕ-ТО РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОТАРНОЙ СОБАКОЙ И СОБАКОЙ ВО ДВОРЕ???

Есть различие в поведении этой собаки. Одна и та же собака в отаре и во дворе ведет себя все-таки по-разному. Если в отаре собака сама для себя ограничивает территорию, на которой она подает голос и атакует противника, что во дворе она не имеет такой возможности. Двор своим забором сам и есть ее ограничитель, собака работает ТОЛЬКО на этом пространстве. И это пространство, конечно, всегда меньше, чем вокруг отары и собака во дворе работает значительнее активнее. То есть если в отаре собака издали оценивает ситуацию, и если человек просто проходит мимо, даже если он нарушил ее границы, но если она видит, что он просто проходит мимо отары, она может не прореагировать на него. Во дворе этого не происходит, любой, кто подошел к воротам обозначается облаиванием. При проникновении чужого на вверенную ей территорию собака обычно атакует сразу.
У меня недавно был пример, когда мне привезли отарного кобеля, который буквально через день начал работать также, как работают собаки во дворе. Ему хватило одного дня для усвоения информации, что вот ЭТА территория теперь его, и он должен ее охранять. Самое интересное, что этот кобель опять попал в отару, и поведение у него стало опять «отарное»

НА МНОГИХ ФОРУМАХ В ИНТЕРНЕТЕ И МЕЖДУ СОБАКОВОДАМИ В РАЗГОВОРАХ ПОСТОЯННО ИДУТ ДЕБАТЫ О ДРЕССИРОВКЕ С А О И ОБ ИХ -«АЗИАТОВ» - НЕЗАВИСИМОСТИ В ПЛАНЕ ПОДЧИНЕНИЯ ХОЗЯИНУ, ЧТО, МОЛ, АЗИАТОВ НЕЛЬЗЯ ДРЕССИРОВАТЬ, И ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ БЕСПРЕКОСЛОВНО СЛУШАТЬСЯ ВЛАДЕЛЬЦА.
«СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА – ГОРДАЯ ДУМАЮЩАЯ ВОЛЬНАЯ СОБАКА, КОТОРАЯ РЕШАЕТ ВСЁ САМА» – ВОТ ДЕВИЗ ТАКИХ «ЗНАТОКОВ» .

КАК ДОЛГО ПРОЖИВЕТ ТАКАЯ СОБАКА ПРИ ОТАРЕ, ЕСЛИ ОНА БУДЕТ РЕШАТЬ ВСЕ САМА И ЧАБАНУ НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ?

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ПРОЦЕСС ДРЕССИРОВКИ ВСЕ-ТАКИ В ОТАРЕ НА МОЙ ВЗГЛЯД ЕСТЬ, И СОБАКА ДОЛЖНА ПОДЧИНЯТЬСЯ ХОЗЯИНУ.
ВАШЕ МНЕНИЕ ?

В отаре собака знает две команды:
Ко мне и пошла вон. Если «ко мне» трактуется однозначно, то «пошла вон» - имеет как свое прямое значение, так и запрет на действие.
Если собака не будет моментально их выполнять, то она проживет ровно столько, сколько чабану понадобится сходить за ружьем.
Зачем в отаре нужна собака, не подчиняющаяся чабану?
Да, у нее достаточно свободы, чтобы самостоятельно думать, как разрешить ту или иную ситуацию. Но это не значит, что она может перейти какие-то пределы. Собака не может напасть на подошедшего человека, который не несет угрозы жизни, здоровью и имуществу чабана. Но она обязана предупредить о его подходе, а чабан решает, пустить ли этого человека. Собака не может уходить от отары.
Если собака не усваивает правил, ее уничтожают. Собака Независимая - в полном значении этого слова, никому не нужна.
Вожаком для этой стаи является все-таки пастух, и именно он устанавливает правила, которым собака обязана подчиняться. В основном складывается так, что пастух управляет одной собакой: лидером. А Лидер управляет стаей, остальными собаками. В отношения между собаками пастух не вмешивается.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Admin
администратор


Сообщение: 589
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.13 17:12. Заголовок: Я тут прочитал на од..


Я тут прочитал на одном из сайтов, что рассказала Л. Рогинская, об увиденном ею в Туркмении, когда молодые кобели что-то не поделили, и одного из них чабан отсадил куда-то за загородку - я, честно говоря, посмеялся.
У нас ни один пастух не будет закрывать кобеля за перегородку, потому что нет такой возможности. Отара – это вещь нестационарная, это не коровы на поле недалеко от коровника. Отара – это перегон, движение. Невозможно на перегоне держать собаку в загородке. Отара никогда не стоит подолгу на одном месте, иначе пастбище будет вытоптано. Несколько дней, потом отара опять перегоняется. Ни один пастух не будет таскать за собой никакой загородки. Да и зачем? Тогда перед ним возникает проблема кормить эту собаку. А чабаны не кормят специально собак, они их подкармливают. Когда режут скот, когда забивают ягнят на каракуль, тогда очень много мяса достается собакам. Во время окота собаки тоже отъедаются – им достаются последы. Но в других ситуациях, вне этих ситуаций, собаки кормятся сами. Они ловят саранчу, они ловят сурков и другую живность. Они получают от пастуха хлеб или лепешки, если есть такая возможность. Пастух всегда имеет муку, из которой печет себе лепешки или хлеб, и немного с собаками делится… на самом деле на прокорм собаки пастух ничего не тратит. И если он будет держать собаку за загородкой, то он должен будет кормить эту собаку, что для него в принципе невозможно.
Не знаю, как в Туркмении, но в Таджикистане такое невозможно.
Если может собака себя установить в отаре – то она устанавливает себя в отаре. Если не может – она изгоняется или уходит, то есть она там не живет. Больших таких стай, как в России на некоторых питомниках, в отарах никогда не бывает. 3-4, максимум 6-7 собак , но это редко. Сука всегда одна. Чтобы было две суки взрослые – не видел. Щенки есть, но чаще всего молодая сука в отаре не остается, она дарится или обменивается.

- ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ. ВОТ ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО СОБАКА ЗАДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ АТАКУЕТ.
ПРИ КАКИХ-ТО АГРЕССИВНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЧУЖАКА ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ АТАКА НА ЧЕЛОВЕКА???

Я здесь должен сказать, что во все века, сколько существует отгонное скотоводство и в связке пастух-собака-чужой (чужой подразумевается, человек, знающий наши традиции и обычаи) существуют особые определенные отношения. У нас никто, подходя к отаре, не проявляет агрессивных действий, я такого не видел. У нас народ относится к собаке с уважением, то есть собака, которая предупреждает «это моя территрия!», никто не пойдет на эту собаку. Никто не захочет причинить вред ее хозяину или его имуществу, когда собаки рядом с ним.
Подойдя к отаре, будут ждать пастуха за обозначенной собаками границей.
О пастьбе… Если собаки пасут отару и видят идущего к ним человека – они начинают лаять. Пастух их окрикивает, собаки разворачиваются и уходят. И мы по этой отаре ходим совершено свободно. Да, собаки могут нас сопровождать или просто наблюдать из удобного им положения… но ни бреха, ни тем более агрессии никакой нет. Мы прожили неделю в одной отаре, и когда уходили, один из псов пошел нас провожать, мы уезжали на лошадях, мы проехали мимо, наверное, десятка отар. Реакция везде была одна и та же: собаки выбегали, облаивали нас, видели, что мы едем мимо – разворачивались и уходили обратно.
Во время перегона отара идет по дороге, проезжают машины, и бывают случаи, когда собаки бросаются на машины, вторгшиеся на их территорию. Но чаще всего это не отарные собаки, а живущие в кишлаке, которые на данный сезон пошли с отарой, у них более активная охрана.
Когда отара идет сквозь кишлак, собаки не нападают на жителей кишлака и даже не облаивают их. Они просто идут вместе с отарой. Вот их территория движется, и они движутся вместе с ней, они проходят сквозь кишлак и уходят вместе с ней.

- ДВОРОВЫЕ СОБАКИ. ДЛЯ НИХ ДОПУСТИМО АТАКОВАТЬ ВТОРГШЕГОСЯ БЕЗ СПРОСА ЧУЖАКА???

Вора – да. У нас народ относится к собаке с уважением. Я был атакован собакой на стыке двух дворов, кобель меня атаковал. Стоило мне выйти за пределы «его» территории – он вернулся назад.
Ночью у нас, не предупредив заранее, никто не пойдет на чужую территорию. Собаки значительно активизируются.

- ЛЮДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ И НЕ ВСЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВАШЕГО НАРОДА. НЕКОТОРЫЕ НЕ ПРОТИВ ЗАЙТИ УКРАСТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ И НАНЕСТИ ВРЕД ВЛАДЕЛЬЦУ ДОМА ИЛИ ОТАРЫ…

Воры, конечно, есть везде, но я действительно не слышал, что кто-то полез туда, где есть собака. Такого не знаю, чтобы двор, или отара, где была бы собака на свободном окарауливании, были обворованы. Если собака привязана - да, есть такое… Правда, если собака не на цепи – она старается отвязаться и добро хозяина все-таки отстоять…Другое дело в городе, здесь масса способов нейтрализовать собаку. Когда во время войны – у всех было оружие, наш кобель не пускал вооруженных людей к нам во двор, бросался, его просто застрелили.

- ТО ЕСТЬ ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ, КАК ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В РОССИИ (СОБАКА ОХРАННИК ТЕРРИТОРИИ) И КАК У ВАС ВСЕ-ТАКИ ЭТО РАЗНИЦА.
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНА ЭТА РАЗНИЦА В ВОСПРИЯТИИ - - ПСИХОЛОГИЕЙ ТОГО, КТО ХОДИТ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЗАБОРА ИЛИ ПСИХОЛОГИЕЙ СОБАЧЬЕЙ ???

Очевидно, да. Того, кто ходит с обратной стороны забора. Есть понимание, что если есть собака, у нее есть зубы, и она будет отстаивать добро своего хозяина. Двор с собакой - есть двор с собакой. Собак больше уважают, больше боятся. Потому что (не знаю как раньше) сейчас в России, насколько я слышал, сейчас у всех служебных пород проблемы с рабочими качествами – и, в общем-то, это лотерея – пустит собака – не пустит, будет охранять, или нет. А у нас знают, что будет. И, конечно, рисковать никому не хочется…

- ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ СОБАКИ ИМЕННО ВАШЕЙ ВЕРОЙ И ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ВЕРОЙ И ЛЮДСКИМИ ЧУВСТВАМИ.
ПОЯСНЮ: НАПРИМЕР, ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО ЖИВОТНЫХ ЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ, НУЖНО ОКАЗЫВАТЬ ИМ МИЛОСТЬ. НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВСЕ, ДАЖЕ ВЕРУЮЩИЕ, ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ СВОИХ ЖИВОТНЫХ, СОБАК В ЧАСТНОСТИ, ОТДАЮТ ИМ ДУШУ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА…
ЕСТЬ ЛИ ТАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРИНЦИПАМИ ВЕРЫ И ЧУВСТВАМИ У ВАС ???

С точки зрения ислама, собака – животное нечистое. Это заключается (проявляется) в чем: собаку не пускают в дом, собака не должна заходить в дом. Но больше ничего такого отрицательного по отношению к собаке, к чувствам, я не замечал.
Более того, даже в Исламе есть исключение: наши борзые – это единственные собаки, которые ПОЧИТАЕМЫ в странах Ислама (даже у Сабанеева отмечено, что распространение борзой шло вместе с распространением Ислама). В Коране говорится о людях и собаке, которые ждут в пещере,…и там о собаках ничего отрицательного тоже нет…
Чтобы не любили собак – нет, я такого не скажу. И пастух любит и бережет своих собак, и те, кто их содержит во дворе…. Я могу привести такой пример: несколько лет назад я был в одном горном кишлаке и увидел потрясающую собаку у друга моего отца. И когда я попросил у хозяина отдать мне собаку, поскольку о продаже речь не могла идти, наши семьи дружили, а друзьям продавать не принято… им дарят… Ну так вот, он сказал, что свою собаку очень любит, и отдать ее не может.
Другой пример: у нас в городе знаменитый боец – Пахта, это конец 80-х начало 90-х годов. Я эту собаку увидел после всех боев уже в 1998 году, пенсионером, все у тех же хозяев, он был уже очень и очень старый, больной, но по прежнему любимый, живущий у любящих его хозяев, так и не польстившихся, не продавших его ни за какие деньги. А ему много раз предлагали продать кобеля… Он его держал даже в тяжелейшие годы войны, когда самим есть нечего было… Он в этой собаке души не чает, и не потому, что собака ему принесла славу. Он ее любит за характер, за то, что она ни разу не ушла с поля.



МЫ ЗАГОВОРИЛИ О БОЯХ. СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ УЧАСТИЯ СОБАК В БОЯХ ИЛИ ЭТО НОВОМОДНОЕ ПРИВНЕСЕНОЕ ТЕЧЕНИЕ ???

Если Вы сегодня спросите любого, кто у нас занимается так называемыми боями азиатов, он сразу скажет, что это старая таджикская традиция.
Вот только ни я, ни мои родители и деды, ни мои другие старшие родственники, и все старые чабаны, кого я спрашивал, о такой традиции почему-то ничего не знают, и очень удивляются, узнав о ее существовании.
Я никогда не сталкивался с собачьими боями примерно до начала 80-х годов, именно с боями азиатов я имею в виду. Не было такого на моей памяти.

Вот как говорят в Туркмении, что зимой собаки приходят и они остаются без работы, и чабаны так развлекаются на отдыхе… В Таджикистане собаки без работы не остаются никогда в течении сезона. У нас, в отличие от Туркменистана, стада не по пустыне по кругу гоняют, а летом и они идут на высокогорные пастбища, а зимой их отгоняют в степь. И собака работает всегда, она работает круглый сезон.

В начале восьмидесятых годов стали доходить слухи из Туркмении, что есть такое развлечение… И народ, что называется, «повелся».
До практически сегодняшнего дня стравливали совершенно разные породы без всяких правил…. Естественно, и азиаты были, и метисы, и восточноевропейские овчарки… Шла обычная травля. Потом стали доходить записи с туркменскими боями… вроде увидели, что там по-другому – есть критерии и правила… но ничего так и не изменилось… совершенно разные собаки, совершенно несовместимые, разный вес, разный возраст… никаких правил. Собака дерется еженедельно, пока она дерется. Как только прекращает драться – ее или отдают, продают, или живет во дворе, или уничтожается.
Я это не называю боями, я называю это травлей, мы с друзьями почти никогда туда не ходим… Это не бои… У меня другие понятия о боях…

То, что я вижу на видеозаписях тестовых испытаний в России, то, что я читаю в журнале «АСКА» и на сайтах в Интернете – тоже двоякое отношение.
С одной стороны я убежден, что эти собаки, которые участвуют в тестовых испытаниях, значительно ближе стоят к нашему аборигенному поголовью по своей психике, чем те собаки, которые ходят только на выставки. Еще больше меня в этом убедили собаки российского разведения, которых завезли в Таджикистан – это представители как раз выставочного поголовья.
С другой стороны - зачастую эти тестовые испытания превратились в бой ради боя, они сводятся к каким-то неопределенным правилам (хотя они вроде как есть и напечатаны) – судейство не всегда адекватное, собаки дерутся бесчисленное количество раз, доказывая неизвестно что…
Подвести систему боев питбультерьеров к системе боев азиатов и кавказцев - я не вижу смысла. Второй питбуль не нужен, потому что один уже есть… А азиат и кавказец – у него другая задача… А свести все назначение азиата только к боям – более чем неразумно.
Но я с уважением отношусь к стремлению бойчатников сохранить уникальный дух их питомцев.


Если вернуться к теме боев: ни один пастух не заинтересован в том, чтобы его собака была травмирована. Кто будет работать? Работать будет тогда некому.

ТУРКМЕНСКАЯ СТОРОНА УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЕСЛИ СОБАКА ДЕРЕТСЯ НА БОЯХ - ТО ЭТА СОБАКА ОДНОЗНАЧНО ПОЙДЕТ НА ВОЛКА. ВАШИ КОММЕНТАРИИ ???

Я знаю реальные случаи, когда собака сработала волка. Двух собак знаю лично, и ни одна из них никогда не попадала на бои. Я думаю, что собака, которая попадает на бои, она никогда не возвращается в отару. Поэтому сделать какой-то вывод: что собаки здесь дерутся и работают ли они по хищнику я не могу. На самом деле прямой контакт собака-хищник происходит очень-очень редко, хищник не идиот, и лишние дырки ему совершенно не нужны. Если отара активно охраняется, то волк просто не будет к ней подходить.

ТО ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ЗАЩАЧА - НЕ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА ДО ОТАРЫ. В ЭТОМ И ДОСТОИНСТВО И ДОБЛЕСТЬ А ВОВСЕ НЕ ВТОМ ЧТОБЫ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА И ВЗЯТЬ ЕГО

В принципе да – главная задача – не допустить хищника до отары. В задачу азиата не входит уничтожение волка как такового Перед ним не ставится такая задача. Азиат для травли практически никогда не использовался. Азиатов иногда кое-где использовали в охоте на кабанов, но они оказались очень прямолинейными и часто попадали под удар клыков кабана.

- КАК СЕЙЧАС ОБСТОИТ ДЕЛО В ТАДЖИКИСТАНЕ С СОБАКОВОДСТВОМ. ВОССТАНОВИЛОСЬ ЛИ СЕЙЧАС ВСЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ?


На сегодня в Таджикистане есть энтузиасты, которые занимаются нашей породой.
В то же время огорчает, что часть этих энтузиастов идет «не туда», на мой взгляд, поскольку начала использовать собак из России. Мне их сложно осуждать, поскольку, когда я в 1994 году попал в Питер и начал сотрудничать с клубом Памир, и смотреть, какие азиаты в России.
И на какое-то время у меня тоже мелькала мысль, что Россия спасет, восстановит нашу породу, что это нам надо завозить российского разведения азиатов к себе и использовать их…
К счастью, такие мысли быстро прошли, а сейчас, глядя на нынешнее состоянии породы в России, я считаю их крамольными…
Привоз российских собак в Таджииикистан где-то в 2003-2004 году только подтвердил мои опасения.
Многие российские азиаты очень классно выглядят, очень импозантно, когда стоят или лежат. Но как только они начинают двигаться, я сразу понимаю, что это «не те собаки», и такими собаками породу можно угробить, но никак не спасти…

Конечно, сказать, что ничего не происходит я не могу, но сейчас только недавно начались выставки
Они проходят как наши советские выставки..
Сначала идет измерение собак, эксперт измеряет всех собак в ринге, после этого идет экстерьерная оценка, при этом ОЧЕНЬ большое внимание идет именно движению, и в движении собаки смотрятся очень и очень долго (я имею в виду собак служебных и охотничьих пород). Это больше зоотехническое, чем шоу мероприятие. В основном на этих выставках собираются немецкие и восточноевропейские овчарки, очень мало азиатов, более активно идет работа на Севере республики… Председатель области сам является собаководом , и содержит питомник, и всячески поддерживает кинологию. Но, к сожалению, они проводят выставки тогда, когда другие регионы не могут туда добраться – это месяц апрель, когда все перевалы непроходимы…
У нас есть в Душанбе клуб, аналогичный ДОСААФ – Общество содействия Обороне, работа в нем пока идет слабо, но осенью прошлого года провели первую выставку после войны, на ней собак было мало, сама идея выставки владельцам пока непонятна…
Разведение азиатов в Душанбе, тоже как бы разделяется …на чисто аборигенное и на тех, кто в разведении использует собак российского разведения.
У меня самого есть прекрасная РАБОЧАЯ сука, она охраняет территорию и подсобное хозяйство. Разведением азиатов я можно сказать, что занимаюсь, но в очень ограниченном количестве – в разведении участвует только моя сука. Передо мной не стоит никаких сверхзадач, я хочу лишь не испортить и не ослабить то, что дошло до нас из глубины веков.
Разведением азиатов я можно сказать, что занимаюсь, но в очень ограниченном количестве – в разведении участвует только моя сука. Передо мной не стоит никаких сверхзадач, я хочу лишь не испортить и не ослабить то, что дошло до нас из глубины веков.
Но всерьез свое слово должны сказать не единичные заводчики, а серьезные разведенцы.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Admin
администратор


Сообщение: 590
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.13 17:12. Заголовок: Я не могу лично зани..


Я не могу лично заниматься одновременно двумя породами.
Прекрасно понимаю, что надо заниматься нашей отечественной породой, надо ее сохранять, но на две породы меня не хватает совершенно, меня финансово разоряет одна порода, и я не могу позволить, чтобы меня окончательно обанкротила вторая…


Я делаю, что могу – не вяжу свою суку плохим кобелем - это первое. И второе, я выступил в нашей прессе со статьей «Собачий вопрос», где одним из вопросов было серьезное, почти угрожающее положение породы у нас на родине, и использование российских собак на нашем поголовье. И с другой стороны, я попытался через конвенцию по биоразнообразию там есть такой раздел «агробиоразнообразие» - куда наши аборигенные собаки великолепно подходят, изыскать средства для проведения исследовательских работ по изучению сегодняшнего состояния породы.
- ЕСТЬ ЛИ В ТАДЖИКИСТАНЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ О СОБАКАХ?
ЧАСТО ЛИ ПРЕССА ВООБЩЕ ОТВОДИТ МЕСТО ПОД ПУБЛИКАЦИИ О СОБАКАХ? НАСКОЛЬКО ОНИ ПРАВДИВЫЕ ИЛИ ЭТО,
КАК И БОЛЬШИНСТВО "заказных" МАТЕРИАЛОВ У НАС - СДЕЛАНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ "ГОРЯЧЕНЬКОГО" И НЕ ИМЕЮТ
ИНЧЕГО ОБЩЕГО С РЕАЛЬНОСТЬЮ?
Никаких специализированных изданий у нас нет. Статьи в прессе конечно появляются. Несколько лет назад очень любили перепечатки о питбультерьерах убийцах. Мы тогда по инициативе редактора газеты «Вечерний Душанбе» провели встречу с журналистом и поговорили на эту тему. Тогда вышло очень даже неплохое интервью.
В феврале прошлого года корреспондент русской службы ВВС в Таджикистане г-жа Саркорова взяла у меня интервью о собачьих боях в Таджикистане. Затем она разместила это интервью в инете и таджикской прессе. Когда я его прочел то просто обалдел. Оказалось, что я являюсь устроителем подпольных боёв для чиновников высокого ранга с бешенными ставками. Да и сама публикация была очень агрессивная по отношению к боям. Я позвонил в офис ВВС и пообещал подать на них в суд, поскольку то что напечатано не соответствует тому что я говорил. Мне принесли извинения, но не официально и не сам корреспондент. В таджикской прессе было дано опровержение, но само «интервью» так и бродит по просторам Интернета.
Как я потом выяснил, перед госпожой Саркоровой стояла задача просто дискредитировать такие национальные традиции, как бои кекликов(горных куропаток) и петушиные бои. А подобраться решили через бои собачьи, кровь то налицо. А тут еще и ставки. В общем чей-то очень грязный заказ. На моём имидже в стране эта «публикация» никак не отразилась.

В ответ на это «интервью» я написал статью «Собачий вопрос» которую упоминал выше.

Ну вот, я, образно выражаясь, «раскидал камни», надеюсь, что придет время, когда надо будет собирать урожай.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет