ФОРУМ ЛЮБИТЕЛЕЙ АБОРИГЕННЫХ СОБАК


АвторСообщение
Admin
администратор


Сообщение: 885
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.13 16:05. Заголовок: Таджикистан, Согдийская область, апрель 2001 г.


Т.М. Иванова
Таджикистан, Согдийская область, апрель 2001 г. (немного об увиденном)

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Admin
администратор


Сообщение: 886
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.13 16:05. Заголовок: В начале апреля 2001..


В начале апреля 2001 г. мне довелось побывать в республике Таджикистан и осмотреть собак в питомнике "Рулах" и при отарах в двух районах Согдийской области. Но, прежде чем рассказать об увиденном в Таджикистане, считаю необходимым напомнить об имеющих место проблемах. И лучше сделать это не представляется возможным, чем познакомить с выступлением Л.С. Богословской на семинаре "АЗИАТ 2000", опубликованном в журнале "Информ-САО", выпуск 7, тех, кто еще не успел с ним ознакомиться. Приводятся основные положение выступления.

Аборигенные породы в современном мире

Л.С. Богословская - доктор биологических наук, Научно-координационный совет по отечественным породам собак России при РосНИИ культурного и природного наследия Минкультуры РФ и РАН

В настоящее проблема сохранения аборигенных и местных пород домашних животных, в том числе собак, осознается мировым сообществом как одно из важнейших направлений сохранения культурного и природного наследия нашей планеты. С 1974 г. две структуры ООН: Программа по окружающей среде (ЮНЕП) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) совместно ведут несколько проектов в этом направлении.

Общий интерес к изучению и спасению исчезающих пород домашних животных определяются следующими причинами:

Аборигенные и местные породы являются частью биологического разнообразия Земли, т.е. входят в состав общепланетарного природного наследия.
Аборигенные породы всегда неразрывно связаны с древними культурными традициями всех народов мира.
В так называемых напряженных биоценозах уникальный, адаптированный в течение веков и тысячелетий генетический материал, представленный совокупностью генофондов аборигенных и местных пород, часто не может быть заменен никакими вариациями домашних пород из других регионов.

В случаях, когда генофонд длительно сохраняется в локальной местности, он представляет естественное природное богатство, не менее ценное, чем запасы угля, нефти, золота и т.п. В нашей стране таковыми являются генофонды среднеазиатской овчарки, северных ездовых, охотничьих и оленегонных лаек, множество местных пород лошадей, рогатого скота, домашней птицы. Естественные породы домашних животных – древние породы, сохраняющие облик предковых форм и обладающие наименьшим количеством нефункциональных признаков одомашнивания. Они оптимально приспособлены к внешним условиям, вследствие скудного кормления и суровых условий жизни отличаются крепкой конституцией, большой выносливостью и устойчивостью к местным болезням. Естественные породы, имеющие обширные ареалы, как правило, состоят из внутрипородных групп, которые могут заметно различаться по внешним признакам и своему назначению. Намеренный отбор редко влиял на них, чаще – бессознательный и естественный, поскольку такие животные сами о себе заботятся и активно адаптируются к условиям окружающей среды, испытывая при этом прямое влияние хотя бы и небольших различий во внешних условиях.

В этом аспекте и хотелось бы рассматривать работу, которую начале проводить в республике Таджикистан, г. Худжанте во главе с губернатором области Касымовым Касым Рахбаровичем.

В Хужанте создан питомник "Рухак". Министерство сельского хозяйства республики Таджикистан наделило данный питомник правами организовать собаководство в республике. В настоящее время республика Таджикистан не является членом FCI, для этого пока нет необходимой для вступления базы, п-к "Рухак" заключил договор с РКФ и вступил членом в НКП РКФ ОРК САО.

В апреле 2001 г. питомник "Рухак" по согласованию с НКП РКФ ОРК САО проводил племенной смотр и осмотр собак при отарах в двух районах, другие были еще недоступны для этого времени года. В связи с этим мероприятием к господину Касымову обратилась Президент НКП РКФ ОРК САО г-жа Зайнетдинова Р.О.:

Уважаемый Касым Рахбарович,

Прежде всего, разрешите мне от всей души поблагодарить Вас лично за тот огромный труд, внимание, заботу, которое вы проявляете к делу сохранения своей исконной породы собак Среднеазиатская овчарка. Мы очень рады, что нашли в Вашем лице человека, который с таким пониманием и заботой подходит к делу сохранения этой породы, бесспорно являющейся национальным достоянием Таджикистана. Традиционное использование этих собак в народном хозяйстве республики Таджикистан и сегодня делает этих собак незаменимыми помощниками человека. Еще раз благодарим Вас за Вашу личную неоценимую помощь, внимание и усилия в этом направлении развития отечественной кинологии республики Таджикистан. Со своей стороны я хотела бы также подтвердить нашу полную готовность оказывать Вам в этом посильную помощь и всеобъемлющую поддержку в надежде на наше взаимополезное сотрудничество в деле сохранения этой удивительной породы.

Примите мои наилучшие пожелания благополучия, процветания, больших успехов во всех делах и начинаниях. Надеюсь на наше благотворное сотрудничество с Вами и в дальнейшем.
Президент НКП РКФ ОРК САО

Зайнетдинова Р.О.

На протяжении нескольких тысячелетий в регионе, известном как Средняя Азия, формировалась местная рабочая собака, отвечающая насущным потребностям людей в охране отар в первую очередь от хищников и скотокрадов. Ландшафт и климат определяли условия проживания и занятости людей этого края, основное – отгонное скотоводство, и чтобы сохранить отары, чтобы выжить, нужна была собака, которая приспособлена к жизни в этих климатических условиях, умеет жить в контакте с животными и защищать их от хищников. Для этого щенки с рождения живут в отарах, она становится их домом, их территорией. Собаки живут и воспитываются в стае по всем законам природы. Человек занимался селекцией, он оставлял лучших, похожих на знаменитых предков, но выживали те, кто выдерживал испытания природой. Естественный отбор исключил собак, не обладающих должным здоровьем и приспособленностью к условиям проживания и работы, исключил собак со слабым характером, их уничтожили хищники, а в стае продолжению рода не дали более сильные кобели. ВСЕ МУДРО, как в природе.

На протяжении тысячелетий менялись государства, правители, формы правления, но практически неизменяемым остается ландшафт, происходят незначительные климатические изменения. Неизменность природных условий определяет неизменность быта и рода занятий людей, здесь практически единственный способ существования, производства – овцеводство и на протяжении многих веков оно остается все тем же. Многовековой опыт ведения хозяйства, передаваемый из поколения в поколение, достиг практически совершенства, и вряд ли в нем можно что-то усовершенствовать, важно его не утратить, сохранить. И до тех пор, пока будут сохраняться условия существования в этом крае, уклад жизни и род занятий людей, диктуемый самой природой, будет востребована и пастушеская сторожевая собака, ибо работа чабанов без собак немыслима. Сохранение древней породы собак, которая в результате многовековой селекции обрела необходимую приспособленность для жизни и работы в этих климатических условиях, характеру работы, устойчива к местным болезням – это необходимость, диктуемая самой жизнью.

Созданная у себя на родине многими поколениями людей, известная как среднеазиатская овчарка, порода получила достойное признание и в настоящее время широко распространена далеко за пределами исторической родины. Но, как результат многовекового отбора, эти собаки приспособлены к жизни именно в своем природном регионе. В других климатических зонах и главное, при другом использовании как порода, они будут вырождаться. При изолированном разведении на протяжении многих поколений в регионах с существенно отличающимися от "ее" природных условий, с отбором для другого применения, получим популяцию собак, имеющую исходные корни происхождения, некоторое сходство облика, но другую в первую очередь по поведенческим качествам. Без постоянного прилития кровей аборигенных собак с их традиционным использованием и отбором в разведении в других регионах, с отличным от природного использования, не обойтись, необходимо поддерживать физиологию и поведение прилитием кровей аборигенных собак. Но тогда очевидно, что необходимо найти решение проблемы: как, сохраняя породу собак в ее природном регионе с традиционным применением, наладить учет таким образом, чтобы это соответствовало требованиям заводского разведения.

Таким образом, собственно к проблеме сохранения и возрождения численности и качества поголовья аборигенных собак в их природном регионе, сохранения породы как части культурного наследия, добавляется еще и проблема, диктуемая уже самими достоинствами этих собак, признанием и широким распространением далеко за пределы исторической родины.

Задача организации племенного учета собак в ее природном регионе стояла в 30 годах, теперь уже прошлого, века, но так и не была решена. Сегодня, когда человечество осознает ответственность за сохранение культурного наследия и осознание этой проблемы имеет место на исторической родине породы, вновь появилась надежда поиска путей ее решения. Нельзя допускать исчезновения тех пород, которые создавались веками. Ведь именно они адаптированы к природным условиям, климату, работе, характерным заболеваниям, необходимо сохранить жизненно важный их генофонд. И только при восстановлении в природном регионе численности рабочих собак хорошего типа сложения, экстерьера, а не просто хороших рабочих собак, станет возможным вывоз их в другие страны без ущерба генофонду Республики вывозом ее лучших экземпляров.

Древние породы создавались как социальный заказ народа, как жизненная необходимость для выполнения конкретной работы. В разных регионах с разными климатическими условиями народы создавали свои породы, каждая адаптированная к своим климатическим условиям, в том числе и резко отличающимся – одни живут и работают в условиях климата близкого к субтропическому с большим количеством осадков, другие приспособлены к жизни в резко континентального засушливого климата. У каждой такой породы своя приспособленность организма к природным условиям, характерным болезням. Важно сохранить в чистоте генофонд каждой такой породы, адаптированной именно к "своим" природным условиям.

Проблема очень сложная, но вопрос сохранения аборигенной породы должен стоять именно в ее природном регионе, какой бы аборигенной породы это ни касалось. Необходимо охранять их от генетического загрязнения, только так можно сохранить ту адаптацию к местным природным условиям и применению, которую обрели эти породы в результате многовековой селекции.

Об этом писал в 1988 г. о породе тазы Ю.К. Горелов, не один десяток лет работавший в заповедниках Туркменистана. Об этом же, о тех же проблемах, пишет сегодня доктор биологически наук, член-корреспондент РАН, Зам. Директора ИОГен РАН, зав. Лабораторией сравнительной генетики животных Илья Артемьевич Захаров, изучающий вместе со своими коллегами разнообразие домашних животных Тувы (Журнал и газета "Кот и Пёс", 2001 г.). Местная пастушеская порода собак – кавырчыыт, которая насчитывает несколько тысяч лет, почти полностью исчезла, ее необходимо восстанавливать, не допуская скрещивания с другими породами, это позволит сохранить породу, генофонд, хранящий тысячелетний опыт адаптации к местным природным условиям.

И как правильно, что Илья Артемьевич сохраняет за данной породой именно ее национальное название, и не пользуется в названии слово "волкодав". При использовании "волкодав" в названии этой и других подобных пород существенно сокращается самим названием богатейшие и разнообразные способности собак такого назначения. Они должны уметь жить и работать в стае, контактировать и понимать животных, которых охраняют, понимать владельца, охранять его хозяйство, членов семьи и еще многое другое, принимать самостоятельные решения, то есть обладать всем многообразием качеств, которое диктуется ПАСТУШЕСКИМ укладом жизни и его насущными, диктуемыми самой жизнью требованиями, но никак не узкая специализация – волкодав.

Очевидно, что проблему сохранения любой аборигенной породы и возрождения уровня собак в массе только энтузиазмом отдельных любителей, знающих ценность собак, любящих породу, организацией клубов не решить. Без налаженного учета, ведения племенных книг говорить о восстановлении породы трудно. Основным пользователем пастушеских охранных собак являются чабаны. Должна быть заинтересованность в собаке у тех руководящих органов, в ведении которых находится данная отрасль животноводства. Так как сохранение стад немыслимо без ХОРОШО работающих собак, то разведению пастушеских собак, адаптированных к жизни именно в данном регионе, климату, характеру работы, должно быть такое же внимание, как к разведению племенного скота, где каждое, и особенно выдающееся животное, известно и на него имеется племенная карточка. В 20 веке многие традиции были утрачены, в том числе и традиционные методы отбора и разведения собак. Необходимо наглядно показать чабанам, которые пришли работать в эту отрасль, не имея преемственности опыта, значимость собак, важность сохранения древней местной породы собак.

Мировая общественность осознает необходимость сохранения культурного наследия, доказательство тому – две программы в ООН. А вот сообщение, которое касается уже государств Центральной Азии.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Admin
администратор


Сообщение: 887
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.13 16:06. Заголовок: ЭКОЦЕНТР ДЛЯ ЦЕНТРАЛ..


ЭКОЦЕНТР ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАБЫТЫ НЕ БУДУТ

Новые независимые государства Центральной Азии договорились о создании Регионального экологического центра (РЭЦ). Он создается по распоряжению правительства Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Казахстана при поддержке ООН в рамках программы "Окружающая среда для Европы (Дания, 1998 г.). Презентация Центра пройдет в Алма-Ате, куда должны приехать руководители природоохранных министерств Центральной Азии, представители НПО, международных организаций, посольств и частного сектора.

В Бурятии приняты программы по воссозданию 6-ти национальных животных. И в самой республике Таджикистан создана Ассоциация любителей природы Согдийской области.

Во всех этих программах отводится место и собаке. Таким образом, сегодня имеют место условия, позволяющие поднимать вопросы по сохранению аборигенных пород собак на государственном уровне. И это тем более в Таджикистане, где после гражданской войны населению запрещено иметь оружие. Как следствие, сразу возрастают требования к собакам, их надежности в работе, как и многие предшествующие столетия, они остаются единственным защитником стад от хищников, надежной охраной дома хозяина. Волк голодный уносит больную овцу, а тот, что резвится, режет 20-50 голов (эти данные привел Расул Азизов).

Непосредственным организатором поездок в отары был начальник питомника "Рухак" Азизов Расул Гаурович, 13 лет он проработал в колхозах главным зоотехником и 4 года – заместителем начальника управления с/х Согдийской области по животноводству. Оба дня видеосъемки проводила фирма "Хуршедпродакшен", оператор Темуров Олим.

Два дня осматривали принадлежащих частным лицам, проживающим в г. Худжанте и области среднеазиатских овчарок, используемых на боях. Кстати, бои проводятся неофициально, но проводятся. Собак передают из одних мест в другие, и даже из одних государств в другие. Часто, глядя на этих крупных сильных собак, невольно задаешься вопросом – а какой они породы. В поисках сильных бойцов идет метизация кавказских и среднеазиатских овчарок. Каждая из этих пород древняя, была получена многовековым отбором и приспособлена к жизни и работе в своем природном регионе, один – с близким к субтропическому климату и большим количеством осадков, а другой – с резко континентальным и засушливым. Исключительной ценностью обладает каждая из этих пород как адаптированная к условиям жизни в своем регионе, обладающая наилучшей приспособленностью организма, защищенностью от специфических особенностей, определяемых данными условиями, способная сохранять работоспособность. Каждая порода ценна именно тем, что обладает защитными способностями организма в своем регионе и чрезвычайно важно сохранить каждую породу.

Древние породы выводились для конкретной работы и характерное поведение собак в соответствии с назначением является определяющим принадлежности этой породе. Среднеазиатская овчарка и кавказская овчарка не бойцовые породы, но как представители своих пород обладают качествами, соответствующими тем целям, во имя которых они создавались, эти собаки – бойцы по духу. Свои бойцовые качества они применяют тогда, когда в этом есть необходимость, когда очевидно, что надо защищать. Опыт бойцовый получают они в наследство от родителей. Мне довелось наблюдать в Таджикистане в дехканском хозяйстве как два щенка-однопометника – кобель и сука в возрасте приблизительно 2-х месяцев, очень хорошие щенки и выращены прекрасно, выясняли между собой отношения, они как настоящие бойцы брали по месту, они получили такой навык в наследство от своих родителей, от матери, которая играя передает ею накопленный опыт. И никогда человек не сможет объяснить собаке, как надо брать, так, как это сделают сами собаки. Щенки выяснили отношения – и разошлись, не утратив главное – умение жить и работать в стае и понимать язык своего собрата.

Посещение отар в районах возглавлялось официальными лицами – главными ветврачами и главными зоотехниками: в Матчинском и Горно-Матчинском – Тухойновым Амирбеком, в Гансинском районе (55 кишлаков, центр района находится в 64 км от Худжанта) отары посещали с главным ветврачом Кадировым Максуджоном и главным зоотехником Ходыевым Абдуламик Халиковичем.

В Матчинском районе состоялась беседа с Главным ветврачом Маликшоевым Малик Исматом, Главным зоотехником района Шараповым Мулокурбон и Главным ветеринарным врачом Горно-Матчинского р-на, с 1996 г., с момента организации района, - Туйхоновым Амирбеком, до этого 15 лет работал Главным ветврачом Матчинского района.

Мы посещали отары и наслаждались царственной красотой природы. Но жить здесь можно, только познав тайны природы, в гармонии с ней, труд и условия жизни чабанов очень тяжелые. Они очень гостеприимны, обязательно угощали чаем с лепешкой, а в одной из кошар старший чабан Фозилов Хабабуло поил чаем и кормил соленым мясом с картошкой, приготовленными лучше любого ресторана.

Величественная красота природы. Этой красоте должна соответствовать и красота собак.

В разных отарах разных районов мы видели очень однотипных собак. Потомственные чабаны в отдельных районах сохранили очень классных собак, но без ведения племенных книг они все остаются как животные, у которых официально отсутствуют информация о происхождении, а на самом деле именно эти собаки прошли многовековую селекцию, жесточайший отбор природой и человеком. А сегодня, как бы прекрасен этот экземпляр не был, на него нет официально признаваемой родословной.

Что представляется возможным сделать в реальной ситуации для ведения учета собак.

Клеймение и вакцинация овец проводятся постоянно. При каждой отаре официально предусмотрено три собаки, но которых колхоз отпускает корма. Значит, сегодня необходимо внедрить такую организацию учета собак, чтобы они были не как три единицы, а как три собаки каждая со своим клеймом, на каждую карточка с датой рождения, характерными отличиями, кличкой, местом рождения, родителями и их данными, приметами. На каждую кошару, каждую овцу есть племенная карточка, такая же должна быть и на собаку. И если руководство области обязует в районах вести такую вести такую форму учета и собак, то вопрос их персонального учета может быть решен. У всех руководителей районов мы находили понимание и реальность ведения индивидуального учета собак.

Должна быть определена программа для восстановления уровня поголовья собак.

Важно убрать из отары суку в период первой течки, чтобы исключить получение потомства в первую же пустовку, и тем самым дать возможность ей полностью сформироваться. Необходимо исключать возможность вязки суки несколькими кобелями, а в том, что такое имеет место, можно было убедиться в некоторых отарах по щенкам от одной матери, где четко щенки помета разделились, одни вот от этого папы, а другие от этого, и это особенно наглядно, когда кобели в отаре разного типа. Как решить проблему, чтобы лучших сук на период течки убрать из отары и крыть лучшими по типу и рабочим качествам кобелями из других отар, наиболее подходящими данной суке? Либо в самой отаре сделать так, чтобы суку крыл только один лучший кобель. Должен быть центр, куда на период готовности к спариванию и на время выкармливания щенков можно было бы помещать сук. И это, как представляется, самый сложный вопрос. А далее надо возвращать в отару повязанную суку и забирать ее за две недели до щенения – проводить дегельминтизацию, здесь сука должна родить и выкормить щенков. При этом необходимо создать условия, приближенные к отарным, а затем вернуть суку со щенками в отару, когда щенок окрепнет и у него начнется период бурного роста и формирования характера, и помогут ему в этом именно собаки отары: щенок получает опыт через свою мать, игры со сверстниками и подражание взрослым собакам. С самого малого возраста щенки сопровождают взрослых собак и никто лучше, чем сами собаки, опыту жизни их не научит. Тогда чабан не будет бояться, что у него отнимают собаку, а качество улучшится. Тем более можно будет регулировать, сколько щенков оставлять под сукой с учетом ее ценности. Именно такую схему мы наблюдали в реализации. На 3-м участке Матчинского района повязанную в отаре суку на период щенения и выкармливания щенков взял к себе по договоренности с чабаном любитель этой породы, а затем он должен будет возвратить суку в отару.

В отарах в основном некрупные собаки. Собственно это диктуется ландшафтом. Горы с крутыми спусками, быстро спускаться практически по вертикальному спуску крупной тяжелой собаке было бы не просто. Наблюдая, как собаки спускаются с гор, становится понятно, почему в спине переслежина и почему собака обязательно должна иметь возможность расслабляться в спине, иначе не удержаться при быстром спуске с гор. Собаки разнотипные, много таких, которые в облике и особенно в поведении не вызывают сомнения, что это собаки породы среднеазиатская овчарка, но мелкие, легкие, маленькие головы, совсем легкие морды. Очень надежные – в отсутствие чабанов не дают выйти и сделать шаг от машины, атакуют. Организуют работу суки, именно они поднимают шум. Стоишь рядом с чабаном и стой около него, не отходи, отошла – предупреждают, а дальше атакуют, причем очень напористо. Обычно собаки лежат на небольшом расстоянии от отар. В одной из отар, чтобы показать собаку, чабан буквально притащил ее к кибитке, как тюфяк, так она и стояла, а когда нам надо было уезжать и оказалось, что машина едет в сторону отары, а собака оказалась позади машины, в мгновение ока этот "тюфяк" догнал машину и на скорости 45 км не только преследовал, но еще успевал атаковать спереди, злобно, сильно, увертываясь от колес, и только на скорости 50 км стало заметно, что бежит он уже только рядом с машиной, а затем собаки отстали, потому что, доехав до дороги, машина свернула в сторону от отары.

Если отара на выпасе – собаки занимают посты повыше и пока нет опасности, лежат, наблюдая. Или цепочкой сидят на вершине горы на расстоянии друг от друга, как часовые – первая завидела не свою отару, подала сигнал и все собаки в мгновение ока уже вместе и не дают чужой отаре зайти на территорию "своей" кошары.

Тот же отарный кобель, привезенный на нейтральную территорию, проходит абсолютно свободно тест РКФ по поведению. Первый раз видишь собаку и если она не видит для себя угрозы, делаешь все необходимые манипуляции. Здесь, на чужой территории, собака должна охранять только себя и если ей ничего не угрожает, то уверенная в себе, умеющая оценивать ситуацию, она нормально себя ведет. Удалось наблюдать и такое – овца одна с только что родившимся ягненком, он долго лежит после рождения, отдыхает, и на расстоянии от них лежат три собаки, спокойно, чтобы не спугнуть, охраняют, и есть от кого – когда машина повернула, совсем рядом на склоне горы в дневное время мы увидели хищника, видимо, шакала.

В отдельных отарах собаки очень худые. В городе, во дворах по соседству расположенных – в одном ухоженные, в другом совсем неухоженные.

Спрашивали чабанов, как собак зовут. У некоторых этот вопрос вызывал улыбку – никак. В других отарах клички у собак есть, и у потомственных чабанов, как правило, повторяются. Этого кобеля зовут Ало, а его отца – тоже Ало и деда Ало, и всех, кого помнит, всех звали Ало. На вопрос об окрасе – похож на отца, и дед был такой же. Годы рождения называют, связывая с явлениями природы, например, родился в год землетрясения, а также с рождением детей, свадьбами. Возраст собак называют по тому, сколько раз видела снег. Говорят о собаках с гордостью. Но чабаны жалуются, что хороших собак воруют. И ни в одной отаре мы не услышали от чабанов, чтобы они называли своих собак волкодавами.

На протяжении нескольких тысячелетий среднеазиатская овчарка добровольно служила людям и наша задача сегодня – достойно ее сохранить. Не будет надежной собаки – некому будет охранять овец. Не будет овец – нечем будет кормить и обувать, не будет занятости населения.

Богатство и красота природы, суровые условия жизни, определили род занятий людей. И в третьем тысячелетии нашей эры, когда уровень цивилизации достиг высочайшего технического уровня и все очевиднее становится необходимость сохранения культурного наследия, знаний природы, традиций, опыта, проблему сохранения и племенного учета собак нужно решать и делать это на государственном уровне.

"Информ-САО", № 10, стр. 28-34, 2002 г.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет